Врач и пациент
06.08.2018Почему-то стало принято ругать врачей: учились плохо, диагнозы путают, от презента в конверте не отказываются. Но если подорожник больше не помогает, в городской поликлинике никто не заглядывает в глаза, все отправляются в частный медицинский центр – и требуют чуда и нежности.
В среде докторов тоже есть стереотипы: профессиональный кодекс велит быть чуткими и никогда не ошибаться, вот только пациенты бесконечно спорят с назначениями и пытаются лечиться по интернету, и чуть что: «Я вам плачу!».
Но взаимные упреки — не лучшее лекарство при недомогании. Поэтому важно научиться понимать друг друга.
Социальные опросы выявили наиболее неприятные моменты общения врача и пациента.
В общении с врачами пациентов больше всего раздражает:
- 32,6% непрофессионализм;
- 22,1% высокомерный тон;
- 19,3% хамство;
- 12,6% материальная заинтересованность;
- 6,4% ничего;
- 5,7% цинизм;
- 1,3% попытки флиртовать.
В общении с пациентами врачей больше всего раздражает:
- 45,7% когда он считает себя умнее врача;
- 14,6% непунктуальность;
- 11,2% хамство;
- 10,6% ничего;
- 9,6% вторжение в личное пространство;
- 8,3% несоблюдение элементарных правил гигиены.
Одна из наиболее серьезных проблем заключается в том, что пациент, начитавшись интернета, считает себя достаточно знающим и не выполняет назначения врачей. Когда ожидания от похода к врачу себя не оправдывают, начинаются обвинения врача в некомпетентности.
Задача врача – переломить это мнение, напомнить о недопустимости самолечения, пригласить пациента к диалогу. А со стороны пациента очень правильно в диалоге высказать своему доктору сомнения насчет любого этапа лечения или назначенных препаратов и получить исчерпывающие ответы и рекомендации.
К сожалению, очень часто диалог между пациентом и врачом переходит личные границы. Проблема личных границ нигде не стоит так остро, как в медицине.
Не секрет, что есть особая категория пациентов, которые стремятся во что бы то ни стало раздобыть личный телефон врача, чтобы названивать ему в любое, удобное только пациенту время. Или требующие принять их без записи, потому что «не смогли записаться». Это явное нарушение или посягательство на личные границы врача. А как быть с врачами? Когда врач с порога называет пациента на «ты»? Это тоже нарушение границ.
Не надо обижаться на доктора, если он не назначил ничего по телефону, не выписывает рецептов «по заказу» и не подписывает профосмотры, не видя пациента. Докторам же не стоит приближаться к пациенту слишком близко, если этого не требуют правила осмотра, нужно избегать дружеских жестов, таких как похлопывание по плечу или рукопожатие, не проявлять патернализма по отношению к пациенту.
Врачи и пациенты должны стремиться к сотрудничеству, делиться своими сомнениями и говорить друг другу правду. Даже самая совершенная техника не заменит плодотворного взаимодействия врача и пациента в деле сохранения здоровья.
Все статьи