Что делать, если поведение ребенка вызывает тревогу
14.11.2019Корень психологических проблем детей – в семейных отношениях
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми!» Оскар Уайльд
Детство, несомненно, важный и, во многом, определяющий период в жизни каждого из нас. То, какими мы видим себя и других людей, закладывается в наше восприятие очень рано. Преимущественное влияние на детей имеют родители – те самые близкие и родные люди, которые с первых дней жизни удовлетворяют наши базовые потребности в безопасности, принятии, любви, тепле, еде и заботе.
Определяющим направлением в моей работе является область детско-родительских взаимоотношений. Если отношения детей и родителей нарушены, это может привести к самым трагическим последствиям, таким как чувство одиночества, которое крайне опасно испытывать в подростковом возрасте, дезадаптации в детском саду и школе, замкнутости, страхам, импульсивности, воровству и другим опасным эмоциональным и поведенческим проявлениям у ребенка. Напротив, гармония в семье может на всю жизнь стать настолько мощным ресурсом для ребенка, что никакие стрессы и сложности не сломят его личность и стремления. Я провожу индивидуальное и групповое сопровождение семей, испытывающих подобные трудности. А целью реализуемой работы является помощь родителям, которые хотят наладить эффективный контакт со своим ребенком и двигаться в верном направлении в его воспитании. В основе моей работы с клиентами лежит гуманистический подход. Одним из ключевых моментов является уважение личности как взрослого, так и ребенка. Согласно идеям гештальт-подхода большое внимание отводится проживанию и осмыслению чувств и эмоций, возникающих в ситуациях конструктивного и деструктивного взаимодействия с ребенком.
Особой целевой группой становятся принимающие семьи. Сопровождение для них направлено на профилактику вторичного сиротства, помогает им развивать родительскую компетентность и упростить процесс адаптации ребенка в семье. Разумеется, родители сталкиваются с различными трудностями во взаимоотношениях с детьми любого возраста. Однако в процессе онтогенеза ребенок переживает так называемые кризисные периоды, связанные с многоплановыми перестройками в организме, психике и социальном окружении, сопровождающиеся, как правило, бурными эмоциональными реакциями. Зачастую именно эти реакции являются для родителей двигателем обращения за помощью в психологические службы. Но мало кто осознает, что причиной недуга в семье являются те самые пресловутые детско-родительские взаимоотношения. Меня как профессионала волнует вопрос, что я могу сделать важного и полезного в работе с семьями, в которых отсутствует понимание и эмоционально теплые взаимоотношения. Безусловно, транслировать, прививать и развивать эффективные навыки взаимодействия детей и родителей, конструктивные способы разрешения конфликтов, писать научные статьи, выступать на родительских собраниях, а самое главное – это создать, смоделировать ситуацию взаимодействия родителя и ребенка, в которой семья приобретет исключительно новый опыт. Практически все дети до 10 лет играют, рисуют и именно это – самый важный способ общения, который родитель может использовать, ведь в каждом есть потенциал и ресурс, необходимый для успешного воспитания ребенка.
Что, безусловно, радует меня, так это то, что родители обращаются за помощью к специалистам, пусть идентифицированный клиент для них и ребенок, но при грамотной и структурированной работе существует огромная возможность выстроить границы и вернуть ответственность родителям. Таким образом возможно создать почву для роста и оптимизации взаимоотношений в семье.
Все статьи