12 причин отвести ребенка к логопеду
07.02.2017Речевое развитие ребенка не менее важно, чем любое другое. Оно должно быть последовательным и своевременным. Но не всегда родители могут точно определить, соответствует ли речь ребенка его возрасту и не пора ли принять меры. Хотя отложенный визит к логопеду в детстве может стать причиной серьезных проблем во взрослой жизни.
Как же определить, стоит ли показать ребенка логопеду? И с какого возраста это нужно делать? Предлагаем вам 12 признаков проблемы с речевым развитием, если у вашего ребенка есть хотя бы один из них – обязательно проконсультируйтесь со специалистом!
Признак 1. Ребенок до года не лепечет и гулит (звуки «агу», «кххх», «гыгы», «агы»), нет повторяющихся слогов: «бубу», «диди», «гиги», «тата». В этом случае обязательно необходимо получить консультацию у невролога, неонатолога, логопеда.
Признак 2. Ребенок до 2-х лет имеет в запасе меньше 10 слов, не говорит фразами или все понимает, но сам не говорит.
Признак 3. Ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими («К» на «Т» и так далее).
Признак 4. Ребенок до 3-х лет активно говорит на «своём» языке, а понятных слов почти нет.
Признак 5. В возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи ребенка. Вы слышите разницу в сравнении с речью сверстников.
К сожалению, порой то, что родители принимают за упрямство или лень, оказываются моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.
Признак 6. В возрасте 4-5 лет речь ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает многие звуки.
Признак 7. Ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька».
Здесь логопед может выявить дизартрию или психологические проблемы (так ребенок привлекает к себе внимание).
Признак 8. Ребенок после шести лет неправильно произносит какие-то звуки.
К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
Признак 9. Ребенок говорит с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
Признак 10. Ребенок старше шести лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
Признак 11. Ребенок имеет проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.
Если вы заметили раньше – обратитесь к логопеду! У ребенка может быть дисграфия или дефицит внимания. Если проблемы с письмом начались после легкой травмы — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду. Это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.
Признак 12.. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов ли ребенок к ней.
Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие! Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.
Могут ли исправить речь ребенка родители?
Это сложный вопрос, и однозначно что-то утверждать нельзя. Если у ребенка сильные проблемы с речью – одной информации из интернета недостаточно, нужны серьезные медицинские познания и логопедическое оборудование. Например, для постановки звуков Л, Р, Ч, С, Ш логопеды используют специальные постановочные зонды.
С другой стороны – получив консультацию специалиста, родители могут заниматься с ребенком самостоятельно. Иногда достаточно просто привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, и положительный эффект не замедлит себя ждать. В других случаях помогает специальная артикуляционная гимнастика для развития соответствующей мускулатуры. Но если вы работаете над речью малыша самостоятельно – нужно быть аккуратным и внимательным. После месяца занятий нужно оценить прогресс ребенка. Если он так и не научился выговаривать нужные звуки, стоит обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут только усугубить проблемы.
Первые шесть лет ребенок обращает большое внимание на речь родителей и использует ее в качестве образца, поэтому вам нужно обращать внимание на то, как говорите сами.
Придерживайтесь следующих правил:
- не сюсюкайте, не говорите «лепетным» языком, не искажайте произношение, подражая речи ребенка;
- говорите четко, плавно, эмоционально выразительно, придерживайтесь умеренного темпа;
- говорите с ребенком просто, без труднопроизносимых слов, непонятных выражений и оборотов. Если читаете ребенку книжку, объясняйте ему новые и незнакомые слова, а лучше – проиллюстрируйте их;
- задавайте ребенку конкретные вопросы и не торопите с ответом;
- не наказывайте ребенка за речевые ошибки и не передразнивайте.
Хорошо влияет на речевое развитие чтение соответствующих возрасту ребенка стихов. Важно развивать слуховое внимание малыша, подвижность его артикуляционного аппарата, а также мелкую моторику кисти руки.
Здоровья Вам и Вашим детям!
Все статьи