пн-сб: 08.00-20.00

вс: 08:00-18:00

г. Ростов-на-Дону,
бул. Комарова 7а/16а

Лицензия
№ ЛО-61-01-005670 от 24.01.2017

Семейный медицинский центр Каменоломни
Семейный медицинский центр Профи
Медицинский центр | Полезное | Ивлева Т. А. | Нарушения поведения у ребенка

Нарушения поведения у ребенка

Истоки нарушений поведения у ребенка зачастую связаны с проблемами при беременности и родах. Хроническая гипоксия плода, энцефалопатия новорожденных, токсикозы, а также прием алкоголя, стрессы и тревожность во время беременности могут привести к синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и другим нарушениям.

Симптомы нарушения поведения отличаются в разном возрасте. Первые проявления могут быть уже во младенчестве. Малыши с расстройством поведения очень чувствительны, беспокойны, громко плачут и плохо спят. Но точно диагностировать СДВГ в таком возрасте нельзя — беспокойное поведение частое явление у младенцев.

До семи лет основное проявление СДВГ — гиперактивность. Дети с нарушениями бесцельно перемещаются по детскому саду, постоянно разговаривают, мешают другим детям. Но повышенная активность в этом возрасте также может быть нормой, обусловленной темпераментом или воспитанием. О нарушении может говорить затяжной и сильный характер проблемного поведения, отсутствие целенаправленности в действиях. В тяжелых случаях избыточная активность принимает характер неуправляемости.

Более точно диагностировать СДВГ можно в возрасте 7-12 лет. Физические и психологические нагрузки на ребенка увеличиваются, и нервная система при гиперактивности начинает плохо справляться. Детям с СДВГ трудно сохранять внимание и доводить свои занятия до конца. Взрослые замечают у таких детей чрезвычайную подвижность, беспокойство, неспособность усидеть на месте. Навыки письма и чтения при СДВГ развиваются хуже, чем у сверстников, могут сформироваться элементы оппозиционно-вызывающего поведения, сопровождаемые агрессивностью и лживостью. Это приводит к трудностям в усвоении школьного материала и низкой успеваемости, несмотря даже на достаточно высокий интеллект. В результате ребенок пребывает в состоянии «хронической неуспешности».

С возрастом гиперактивное поведение может сменяться ощущением внутреннего беспокойства. В подростковом возрасте основной симптом — импульсивность, которая может сочетаться с агрессивностью. Обычные для подросткового возраста протестные реакции протекают интенсивнее. Заметим, что подростки с СДВГ входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании.

Лечение нарушений поведения должно проходить комплексно, включать в себя медикаментозную терапию под наблюдением невролога ипсихотерапевтические методы. Для родителей же важно понять биологическую, природу заболевания — нельзя винить ни себя, ни ребенка.

Общие принципы воспитания детей с СДВГ

Невролог Николай Заваденко сформулировал три основных принципа при воспитании детей с проблемами поведения — терпение, последовательность и настойчивость. Необходимо предварительное планирование и структурирование времени. Инструкции и указания для детей с СДВГ должны быть четкими, ясными, краткими и наглядными.

Важна также согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания. Неблагоприятна ситуация, когда один родитель что-либо запрещает, а второй — разрешает. Дети быстро ориентируются и начинают манипулировать действиями родителей.

Дети с СДВГ не реагируют на наказания, но восприимчивы к похвале. Поэтому родители должны обращать внимание не только на плохое, но и на хорошее поведение ребенка. Желательно, чтобы похвала была не только словесная, но и подкреплялась невербально (объятие, поцелуй и т.д.).

Также рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
  • Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей;
  • Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию;
  • Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Лучше всего для гиперактивных детей подходят плавание, танцы, айкидо, каратэ;
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игр, о длительности прогулки и т.д.;
  • Избегайте частого повторения слов «нет» и «нельзя»;
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко;
  • В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

А главное — любите своего ребенка!

Наши партнеры

Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста
© 2017 ООО «Семейный Медицинский Центр»
Все права защищены.