пн-сб: 08.00-20.00

вс: 08:00-18:00

г. Ростов-на-Дону,
бул. Комарова 7а/16а

Лицензия
№ ЛО-61-01-005670 от 24.01.2017

Семейный медицинский центр Каменоломни
Семейный медицинский центр Профи
Медицинский центр | Полезное | Бабенко Е.В. | Адаптация ребенка к Д.У.

Адаптация ребенка к дошкольным учреждениям

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями для ребенка. Ведь с приходом в дошкольное учреждение он попадает из знакомой и обычной для него семейной среды в новую - детский коллектив, незнакомые взрослые, новая обстановка и предметы в ней.


Условия детских учреждений специфичны:


 Во - первых, длительное совместное привыкание довольно значительного числа сверстников оказывает определенное воздействие на нервную систему новичка и приводит к более быстрому чем в семейных условиях, утомлению детей.

 Во - вторых, новые социальные условия требуют соответствующих им форм поведения, которых у ребенка пока еще нет. Он должен приспособиться или, как говорят, адаптироваться, к иным условиям, выработать новые для себя формы поведения. Возникает психическая напряженность, что при недостаточно благоприятных условиях, неправильных воздействиях на ребенка и приводит к так называемому эмоциональному стрессу. А это в свою очередь вызывает изменение в работе других систем организма, в результате ребенок слабеет, снижается сопротивляемость его по отношению к микробной и вирусной флоре, он заболевает.
 

Для того чтобы возникшие перед ребенком трудности не превышали его возможности, надо знать, как формируются у него способности к адаптации, в какой степени это является врожденным, а что приобретается.

Различают  легкую адаптацию , при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.

Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация , которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок переносит либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. У таких детей наблюдающаяся в первые дни пребывания в детском учреждении бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановки детского учреждения сменяется очень часто вялым, безразличным состоянием. Дети нуждаются в консультации психоневролога.

 

Тяжелая адаптация зависит от нескольких факторов:

  • состояние здоровья и уровень развития ребенка
  • возраст ребенка
  • биологические и социальные факторы
  • уровень тренированности адаптационных возможностей

Какие мероприятия следует осуществить, чтобы не допустить тяжелой адаптации? Облегчить состояние адаптации возможно при комплексном подходе к этому вопросу: заранее готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение дома и обеспечить соответствующую организацию жизни вновь поступающих детей непосредственно в детском учреждении.


 В период подготовки к яслям очень важно оздоровить ребёнка. Для этого заблаговременно следует побывать у врача-педиатра, посетить хирурга, невропатолога, отоларинголога, стоматолога и других врачей, сделать необходимые анализы. Если окажется, что у ребёнка есть какие-либо отклонения в деятельности отдельных органов, то до определения малыша в дошкольное учреждение необходимо провести соответствующее лечение.

 Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Особое значение оно имеет для детей, организм которых ещё не выработал способности к быстрой адекватной реакции на резкие изменения условий внешней среды. Дети быстрее, чем взрослые, перегреваются, переохлаждаются, более чувствительны к влажности (особенно повышенной влажности внешнего воздуха — сырости), ультрафиолетовым лучам. Детей, закаливание которых начато в раннем возрасте, болеют реже, легче переносят адаптацию при поступлении в детский сад. Летняя пора — самый благоприятный период начала закаливающих процедур.


Перечислим основные принципы закаливания:

  • закаливание нужно начинать в состоянии полного здоровья;
  • интенсивность и длительность закаливающих процедур должны нарастать постепенно с учётом переносимости их ребёнком;
  • эффект закаливания зависит от систематичности его проведения. 
  • Воздушные закаливающие процедуры входят в обычный режим дня:
  • воздушные ванны при переодевании ребёнка и во время утренней гимнастики;
  • сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха
  • (открытые форточки);
  • поддержание оптимального температурного режима в помещении
  • (температура +18...20°С)
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа на свежем воздухе в любую погоду тренируют терморегуляторный механизм ребёнка, адаптируют его к колебаниям температуры, влажности, движению воздуха;
  • одежда должна быть лёгкой, не стесняющей движений, с минимальным содержанием искусственных и синтетических материалов;

 Во время прогулок следите за состоянием ребёнка, регулируйте его двигательную активность. В случае, если он вспотел, его нужно увести домой и сменить одежду. Помните, что одежда, высыхая на ребёнке, вызывает его переохлаждение.
Закаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Длительность приёма ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребёнка. Голова ребёнка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамой. В жаркий летний лень малышам обязательно требуется питьё. Наилучшее время для приёма ванн — с 10 до 11 часов утра.

 Наиболее эффективный метод закаливания — закаливание водой. Он также должен прочно закрепиться в режиме дня дошкольного возраста в ежедневных процедурах:
мытьё рук после сна или пользования туалетом тёплой водой с мылом. Затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди тёплой и прохладной водой;
чистка зубов с последующим полосканием полости рта прохладной водой; полоскание горла кипячёной водой после приёма пищи с постепенным снижением её температуры с 36 до 22 °С на 1°С каждые 5 дней. К специальным закаливающим водным процедурам относятся:
Обтирание частей тела (руки, грудь, спина), обтирание тела, контрастное обливание рук и стоп водой, общие обливания.
В случае болезни ребёнка закаливающие процедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления в зависимости от характера заболевания. Температура воды при этом должна быть на 2-3 градуса выше, чем до заболевания ребёнка.
Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное полезное — плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм, плавание укрепляет его и закаливает.

Основные правила закаливания ребенка

  1. Приступать к закаливанию можно в любое время года. 
  2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
  3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
  4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
  5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.
  6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

 Все положенные по возрасту профилактические прививки должны быть завершены не позднее чем за месяц до оформления ребёнка в дошкольное учреждение. В противном случае период адаптации к новой обстановке будет накладываться на период выработки у малыша после прививочного иммунитета, также характеризующегося большим напряжением сил детского организма. Не рекомендуется отдавать ребёнка в ясли после перенесённого заболевания. Будет лучше, если он окрепнет дома.

Итак, для того, чтобы ваш малыш благополучно привык к яслям, меньше болел и меньше плакал, необходимо:

  1. Следовать рекомендациям врачей и педагогов с самых первых дней жизни ребёнка.
  2. Тщательно следить за состоянием здоровья ребёнка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием (развитие движений, речи, навыков);
  3. По совету лечащего врача проводить систему закаливания ребёнка, учитывая его возраст и состояние здоровья.
  4. Организовать для ребёнка правильный режим дня, близкий к режиму, который принят в яслях, куда поступает ребёнок.
  5. До поступления в ясли постарайтесь не приучать ребёнка к засыпанию с пустышкой и укачиванием, кормлению с игрушками и уговорами.
  6. Приучать ребёнка пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком в те возрастные сроки, которые рекомендуют специалисты.
  7. Научить ребёнка самостоятельно играть с игрушками и как можно меньше быть на руках у взрослого во время бодрствования.
  8. Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым.
  9. Начинать оформление документов для поступления ребёнка в ясли за 3 месяца до выхода мамы на работу, учитывая, что это время может потребоваться на обследование ребёнка, его возможное оздоровление, на процесс адаптации к детскому учреждению, во время которого малыш нуждается в том, чтобы его брали домой раньше. В первое время надо приводить ребёнка всего на 2-3 часа, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в группе, в зависимости от того, как он будет себя чувствовать.

 Дома в этот период надо организовать для ребёнка щадящий режим (обеспечить рациональное питание, увеличить продолжительность дневного сна и время пребывания на свежем воздухе), с учётом рекомендаций и советов сотрудников детского учреждения (врачей, педагогов). Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребёнком особенно ласковое. 

Наши партнеры

Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста
© 2017 ООО «Семейный Медицинский Центр»
Все права защищены.